?

Log in

No account? Create an account
Политэкономическое-2 - Красный перекресток
May 28th, 2008
10:43 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Политэкономическое-2
Необходимо внимательнее присмотреться к понятию потребительная стоимость. К сожалению, этот термин не совсем удачный (я даже первоначально думал попытаться ввести и использовать здесь, более приемлемый по моему мнению термин – «нужность», но передумал, его непривычность и корявость будет отвлекать читающих от сути изложения) , но об этом поговорим как-нибудь отдельно, а пока будем использовать для описания этого явления термин «потребительная стоимость» в ее устоявшемся значении. Суть этого явления заключается в том, что для того, чтоб начать действовать в направлении получения (через обмен, отъем или производство) некоторого потребительского продукта, этот продукт должен человеку стать нужным. Иначе у людей просто не окажется стремления для получения данного продукта. При этом не надо путать понятие потребительной стоимости с понятием полезности (хотя взаимосвязанность, взаимозависимость этих понятий очевидна). Например, реклама может убедить потребителя, что бесполезный для него товар может быть ему нужным. При этом важно обратить внимание на то, что для разных людей потребительная стоимость одного и того же товара может иметь различное качество, основание. Это ярко видно на примере товарного обмена. Продавцу нужен его товар для обмена на другой товар, а покупателю он нужен из-за его чисто потребительских свойств из-за той пользы, которую он получит в процессе употребления товара. Собственно из-за того, что товар не нужен продавцу в качестве потребительского продукта (либо покупаемый товар обладает для него большей потребительной стоимостью), он этот товар продает. Для того чтоб продукт стал нужным продавцу как товар, он должен перестать быть ему нужным как потребительский продукт. Вершиной абсолютной потребительской ненужности являются деньги. Они нужны исключительно для того, чтоб получить в обмен на них что-то нужное для потребления.
Выходя на рынок, каждый продавец (он же покупатель) определенным образом оценивает стоимость товара выставляемого им на продажу и потребительную стоимость для него товара, который он хочет получить в процессе обмена. Его контрагент идет ему на встречу абсолютно с тем же. В процессе торга происходит приведение к общему знаменателю этих оценок и таким образом рождается цена, как пропорция данного конкретного обмена.
Надо сказать, что потребительная стоимость опирается на различные качества продукта в зависимости от того, в какой сфере общественного производства (в широком смысле) нужный продукт находится:
- если в сфере потребления (производства человека-потребителя), то продукт имеет потребительскую полезность;
- если в сфере товарного производства, то – производственную полезность (в качестве средства, орудия производства);
- если в сфере производства общественных отношений, то он нужен в качестве средства обращения, либо как орудие перераспределения.
Переходя из сферы в сферу один и тот же продукт может терять соответствующее качество полезности. Например, захотев спекулировать едой, мы должны перестать ее есть даже если нам хочется.
Потребительная стоимость побуждает к производству данного продукта, точнее без побудительного импульса потребительной стоимости не происходит производство. Даже в случае, когда происходит производство ради производства, потребительная стоимость присутствует. Она возникает у производящего, как потребность в данном труде. Интересно проследить преобразование потребительной стоимости в процессе обмена. Потребительская стоимость гонит потребителя на рынок за необходимым ему продуктом. Рыночный спрос на данный продукт, возникающий в результате прихода на рынок потребителя с данным запросом, трансформируется в потребительную стоимость для производителя данного товара, хотя в качестве потребительского продукта товар он ему не нужен. То есть потребительной полезности этот товар для производителя не имеет, но благодаря наличию спроса на данный товар со стороны других потребителей, данный товар для производителя приобретает меновую стоимость, и он сможет в результате получить в обмен на свой товар другой, обладающий для него как для производителя полезными качествами. Но, несмотря, на такую цепочку, которая может быть достаточно длинной производство всегда, в конечном итоге, вызывается некоторой потребительной стоимостью основанной на потребительских запросах конечного потребителя, то есть в конце такой длинной цепочки стоит конечный потребитель уничтожающий данный продукт.
Интересно разобраться с анатомией межчеловеческих, общественных отношений и отношений между человеком и внешними объектами (продуктами). Прежде всего, потребительная стоимость как и стоимость и меновая стоимость категория политэкономии, а не товароведения, которая изучает полезность, потребительские качества данного продукта. А полезность и потребительная стоимость, как мы уже указывали, разные категории. Исследуем цепочку возникновения потребительной стоимости.
1. У человека возникает некоторая потребность, требующая своего удовлетворения.
2. Начинается деятельность по удовлетворению потребности с определения необходимых условий для процесса удовлетворения. Идет поиск средств необходимых для удовлетворения.
3. В простейшем случае потребность удовлетворяется средствами доступными человеку как биологическому существу. Например, чешется голова – непосредственна реакция: рука тянется к этому месту, и производятся чесательные движения удовлетворяющие потребность. Сложнее обстоит, когда для удовлетворения потребности необходим какой-то внешний предмет (специальный инструмент). Здесь возможны три варианта: а) человек удовлетворяет эту потребность биологическими инструментами: зачерпывает в ладонь воды и пьет; б) применяет некоторый имеющийся у него в наличии инструментарий для добычи этого предмета (вытирает грязь сорванным тут же пучком травы); в) у человека отсутствует непосредственная возможность получить предмет для удовлетворения потребности и отсутствует инструментарий для самостоятельного получения. В последнем случае у него формируется нужда в предмете необходимом для удовлетворения потребности. В человеческом обществе существует возможность получить потребный предмет, если он изготовлен другими людьми.
4. Из неудовлетворенной нужды в предмете (пока еще безотносительной к способам его получения) может сформироваться нужда в предмете, имеющемся у другого человека. Тут видно, что, данная нужда становится не просто отношением к предмету, а приобретает форму межличностного отношения: «Мне нужно то, что есть у другого человека». Именно это и является потребительной стоимостью (пока еще индивидуальной) в самой пока еще не развитой, примитивной форме.
5. Так же как и индивидуальная стоимость оцененная производителем исходя из его собственных затрат еще не является «полноценной» стоимостью (как общественным отношением) также и индивидуальная потребительная стоимость еще не совсем потребительная стоимость. И стоимость и потребительная стоимость должны пройти крещение рынком, где им придется «совокупиться» и родить на свет меновую стоимость, которая окончательно оформит их как общественные отношения.
Теперь об отношении категорий стоимость и потребительная стоимость. Это парные категории характеризующие положение товара в системе товарных общественных отношений. Эти отношения и называются товарными именно потому, что центральным звеном этих отношений, звеном через которое осуществляется взаимодействие между людьми – субъектами этого отношения является товар. Именно это обусловливает центральное противоречие товара как этого звена. Товар это то, чрез посредство чего осуществляется связь между покупателем и продавцом, производителем и потребителем. То есть это единое целое повернуто к продавцу и покупателю разными своими сторонами, с которых он оценивает этот товар:
- стоимость - это оценка товара со стороны материальных и производственных затрат на данный товар, которые имел его продавец;
- потребительная стоимость – это оценка покупателем товара с точки зрения нужды в нем. (Она обычно в качестве общественного отношения выступает как спрос на данный товар).
С этими субъективными оценками товара с разных сторон покупатель и продавец приходят на рынок. При этом покупателя мало волнует затраты которые понес продавец для получения этого товара в реальности, его только волнует какую цену запросит продавец (какова стоимость товара по мнению продавца). В такой же мере и продавца совершенно не интересует зачем нужен товар покупателю и, что он будет делать с данным продуктом. Продавца интересует только мера нужды покупателя в данном продукте-товаре (потребительная стоимость для покупателя). Это значит, что перед актом продажи товар для покупателя не имеет стоимости, а для продавца потребительной стоимости.
В процессе продажи товар для продавца с п/экономической т.з. перестает существовать, а для покупателя товар теряет потребительную стоимость поскольку нужда в данном конкретном товаре удовлетворена, и приобретает стоимость основанную на том, какие затраты он понес в процессе покупки. Нетрудно видеть, что именно таким образом информация о стоимости, основанная на затратах труда непосредственного производителя передается до последнего окончательного потребителя как бы не была длинна цепочка перепродаж и переделов данного товара. При этом искажения этой информации на пути товара могут быть сколь угодно велики. Однако не надо забывать, что любая продажа – это «взаимопродажа», то есть переход товара от продавца к покупателю опосредуется обратным переходом другого товара - средства платежа от покупателя к продавцу. А подобный рыночный обмен подчиняется второму закону рынка («Если кто-то обменивает свой товар с меньшими затратами на его производство, на товар с большими затратами и выигрывает, присваивая себе безвозмездно некоторое количество чужого труда, то его контрагент по рынку напротив проигрывает и теряет ровно столько же, сколько первый приобретает» http://sahonko.livejournal.com/3551.html). А исходя из этого искажения информации о стоимости подчиняются вполне определенным закономерностям (но о них в другой раз).
Когда товар куплен он теряет потребительную стоимость, но его потребительные качества (потребительная польза) остаются при нем и становятся доступными потребителю (покупателю), напомню ранее они были ему недоступны. Потребитель начинает пользоваться товаром. Однако это не всегда означает, что товар выводится из сферы обращения. Если товар покупался не для использования в качестве потребительского продукта или дальнейшего производства, а для перепродажи, то это всего лишь означает, что перепродажа с выгодой является одним из «потребительных» качеств этого товара. Ведь товары обладают свойством мультиполезности, и разные люди могут использовать совершенно различные стороны полезности одного и того же товара.
С другой стороны может оказаться, что после приобретения товара (имевшего ранее для него потребительную стоимость) покупатель не обнаруживает тех потребительных свойств (пользы) на которую он рассчитывал. Товар в результате может оказаться бесполезным. Это указывает на то, что потребительная польза содержится в потребительной стоимости лишь потенциально и не факт, что после покупки она будет реализована в полной мере.
Еще надо сказать о том, как относятся потребительная стоимость и собственность. Потребительная стоимость одна из важнейших составляющих такого явления как собственность. Дело в том, что продукт, который не обладает потребительной стоимостью не может быть в собственности. Пример простейший, сколько бы кто-то не говорил, что эти фекалии его, это не будет означать, что они в его собственности, поскольку они ни кому вообще не нужны, то есть не обладают потребительной стоимостью. Отношение собственности сможет возникнуть только тогда, когда они кому-то кроме их обладателя понадобятся, то есть у них появится потребительная стоимость.

Tags: , ,

(9 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:pingback_bot
Date:October 16th, 2011 05:10 am (UTC)

Некоторые пояснения экономических понятий

(Link)
User awas1952 referenced to your post from Некоторые пояснения экономических понятий saying: [...] и потребительной стоимости [...]
[User Picture]
From:agvares
Date:August 2nd, 2012 11:31 am (UTC)
(Link)
При этом не надо путать понятие потребительной стоимости с понятием полезности



путать это действительно не надо, потому как понятия совершенно тождественные
[User Picture]
From:sahonko
Date:August 2nd, 2012 03:00 pm (UTC)
(Link)
Аргументы. Кроме того свершенного тождества в природе не существует.
[User Picture]
From:agvares
Date:August 2nd, 2012 06:11 pm (UTC)
(Link)
какие тут аргументы? потребительная стоимость (хотя всё же удобнее говорить о потребительной полезности) это чисто субъективная оценка, говорящая о том, как человек оценивает удовлетворение той или иной потребности.

какие-то товары обладают потребительными полезностями, актуальными для всех людей (еда, одежда, вода и т.п.), а какие-то — только для небольшого количества людей (картины, тексты, исторические артефакты и пр.)
[User Picture]
From:sahonko
Date:August 2nd, 2012 07:53 pm (UTC)
(Link)
Даже Маркс не отождествлял полезность и потребительную стоимость: "Полезность вещи делает её потребительной стоимостью". Правда в дальнейшем он по моему мнению не совсем прав говоря, что потребительной стоимостью занимается товароведение, товароведение занимается полезностью товаров. И кстати эта дисциплина вовсе не так уж и субъективна, она многие свойства полезности товара определяет вполне научно. А вот потребительная стоимость товара это гораздо более субъективная "субстанция". Она определяет ценность для потребителя еще не приобретенного товара. То есть это оценка потребителем полезности для него товара который он еще не приобрел.
[User Picture]
From:agvares
Date:August 2nd, 2012 07:56 pm (UTC)
(Link)
и где здесь какое-то противоречие с тем, что я написал?
[User Picture]
From:sahonko
Date:August 3rd, 2012 06:17 am (UTC)
(Link)
Вы таким образом соглашаетесь со мной? :) Я утверждаю, что польза и потребительная стоимость (нужность, нужда) понятия различные , хотя и тесно взаимосвязанные между собой. Я на этом настаиваю поскольку это исключительно важно для понимания сущности капитала. Дело в том, что для капитала главное не польза который принесет продукт (товар) человеку, а нужда в этом товаре. Именно последнюю капитал всеми силами стимулирует в потребителе при помощи безудержной рекламы. При этом капитал напрямую не заинтересован в высокой полезности товара. Ведь более полезный товар - это тот товар который удовлетворяет больший объем человеческих потребностей при наименьших затратах на данный товар (при не на много худшем, одинаковом или лучшем качестве удовлетворения потребности). А это означает, что выпуск более полезных товаров ведет к уменьшению потребности в них при одинаковом уровне запроса на данный товар. Ведь меньшим количеством более полезных товаров будет возможно удовлетворить большее количество потребностей. А это для капитал неприемлемо поскольку в конечном счете ведет к понижению его прибылей.
[User Picture]
From:grumblerr
Date:June 29th, 2017 05:35 am (UTC)
(Link)
Собственно из-за того, что товар не нужен продавцу в качестве потребительского продукта ... он этот товар продает.

При товарном производстве он уже производит его с целью продажи, а не личного потребления.
[User Picture]
From:sahonko
Date:June 29th, 2017 12:17 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, я знаю об описанном Вами частном случае той общей закономерности, о которой я написал.
Красный перекресток Powered by LiveJournal.com