?

Log in

No account? Create an account
Инструменты социального труда - Красный перекресток — LiveJournal
February 16th, 2009
08:34 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Инструменты социального труда
Человеческая деятельность в социуме по организации своего существования - это трудовая деятельность, и как во всякой трудовой деятельности в ней центральным звеном являются орудия труда, инструменты, при помощи которых достигаются цели этой деятельности. Так вот знания и представления о социуме это и есть как раз такие инструменты, НЕОБХОДИМЫЕ человеку для существования в этом социуме, а не некоторая безотносительная совокупность познаний о мире, желательная, но в принципе не обязательная: зачем кухарке знать систему общественных отношений, пускай она разбирается со своими кастрюлями, и если она имеет такие знания(представления) о социуме, то это считается чем то факультативным, необязательным. Последнее совершенно неверно. Каждому человеку просто необходимо иметь ПОЛНЫЙ набор инструментов социального труда (социального поведения), и даже с избытком, чтоб не растеряться в новой непредвиденной ситуации. При этом представляется совершенно естественным, что подавляющее большинство этих инструментов человек приобретает не на основе познания и личного осознанного освоения, а более примитивными путями в виде прямой накачки (инсталляции) со стороны общества стереотипами и предрассудками (как инструментами социального поведения) удобными этому обществу и в первую очередь правящим классам. Этому способствует то, что большинство людей хотя бы в силу своей иной профессиональной ориентации (не обществоведческой), а если прямо говорить, ограниченности, просто не в состоянии освоить на сознательном уровне эти инструменты. Но при этом они не могут существовать без ПОЛНОГО набора этих инструментов. И потому человеку приходится пользоваться несовершенными (ошибочными, не выдерживающими научной критики) социальными инструментами, предрассудками грубыми стереотипами. Вторым по значимости фактором, обуславливающим пользование несовершенными социальными инструментами, является то, что при выборе этих инструментов зачастую решающим является удобство пользования, простота в обращении, а не качество этого инструмента. Понятно, инструменты, базирующиеся на сложной научной картине мира, "громоздки" и доставляют массу неудобств при повседневном бытовом использовании, где требуется быстрота реакции. Все выше перечисленное касается не только отдельных инструментов но и их "упаковки", того инструментального ящика, в котором они хранятся - системы социальных инструментов, которая описывает их взаимодействие (картины мира). Она также должна быть в первую очередь удобной в повседневном использовании. По этой причине большинство предпочитает простоту и полноту религиозных систем правильности и возможностям развития научной картины мира.

Реплика здесь

Tags: ,

(6 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:wolf_kitses
Date:February 16th, 2009 12:04 pm (UTC)
(Link)
А Вы уверены, что это инструменты труда, а не политики (зоологи изучающие обезьян называют это "маккиавелиевский интеллект")? см. “Политика шимпанзе: власть и секс у обезьян” ( De Waal,1982)
И как для людей, провести границу отделющую своциальный труд (часть которого - воспитание детей, убеждение и переубеждение друзей и врагов, склонение безразличных к некой активности ради некоторой ОБЩЕЙ цели) от политики - использования всего этого в собственных интересах???
[User Picture]
From:sahonko
Date:February 16th, 2009 12:59 pm (UTC)
(Link)
А что политика, как деятельность, не трудовая деятельность? Политическое воздействие на других осуществляется также целенаправленно ири помощи некоторых благоприобретенных инструментов (орудий).
Любой социальный труд осуществляется с своих собственных интересах. Когда мы сталкиваемся с так называемым общественным интересом, то человек действует согласно этому интересу лишь постольку поскольку общественный интерес становится собственным индивидуальным интересом, или просто совпадает с ним (чаще всего временно).
[User Picture]
From:wolf_kitses
Date:February 17th, 2009 07:02 pm (UTC)
(Link)
политика и труд различаются стилистически: политика, по марксу, это обработка людей людьми, труд обработка материала инструментом. Разные характеры и разные способности нужны для того и для другого. Как все профессии с точки зрения профтестирования делятся на те, где надо работать с людьми, и о чём-то с ними договариваться, ихк чему-то принуждать, и где надо работать с материалом, и выдавать из него продукцию.
[User Picture]
From:sahonko
Date:February 17th, 2009 09:10 pm (UTC)
(Link)
С точки зрения стилистики - возможно, но если рассматривать с точки зрения структуры внутренних существенных черт, то т.н. политика такая же трудовая деятельность. Она также как и любой труд имеет четыре главных стороны: (1) целенаправленность, (2) объект труда (отношения между людьми, общественные отношения), (3) орудия труда (спетр их достаточно широк, от примитивной дубинки, до утонченных средств манипулирования сознанием), (4) продукт, результат труда (модифицированные в соответствие с целями трудящетгося человека межчеловеческие отношения). При этом, хоть все эти четыре стороны и являются необходимыми условиями труда, центральное место занимают орудия труда. И не просто орудия труда, а орудия труда, произведенные другими людьми. Все другие составляющие труда мы наблюдаем еще в животном мире, даже примитивную целенаправленность. Да и эпизодическое применение орудий труда в животном мире возможно, регулярное же пользование орудиями труда, созданными другими людьми, - это то, что выделяет человека из животного мира. Так что же такого особенного в орудиях труда?
1. Орудия труда позволили выйти за пределы круга возможностей предоставляемых животному естественными органами воздействия на природу, и эти возможности как мы сейчас видим практически безграничны.
2. Орудия труда - это именно то, что позволило передавать опыт накопленный в течение одного поколения, следующему, а следовательно и накапливать, преумножая этот опыт, совершенствуя орудия.
Что же касается различий в характере человеческой (неживотной) деятельности (политическая, умственная, психическая, производительная, потребленческая), то это суть разделение труда не более.
Фундаментальное разделение труда осуществляется по разным основаниям:
1. Производительный - потребленческий http://sahonko.livejournal.com/10363.html
2. Физический - умственный (+психический).
3. Выделение труда по организации межчеловеческих отношений (по Вашему - политики) из других видов труда.
[User Picture]
From:sahonko
Date:February 18th, 2009 10:12 am (UTC)
(Link)
Еще одна грань по которой происходит разделение труда - это разделение на производство продукта для потребления, и производство орудий производства.
[User Picture]
From:chingizyd
Date:December 25th, 2015 06:16 pm (UTC)
(Link)
Так вот знания и представления о социуме это и есть как раз такие инструменты,
- Этика. Ну или более широко - идеология, как "ложное сознание", т.е. набор поведенческих стереотипов общежития которым научают во время социальной дрессировки.
Профессиональная деятельность сопряжена зачастую с взаимодействием с живой натурой, т.е. объективной реальностью и здесь заскорузлые паттерны не канают, необходим творческий подход. Это принципиальный момент, а отследить его трудно. В первую голову от того, что творец может работать не на видимое качество/количество, а на, условно говоря, расширение своего пространства безответственности, что само по себе ни хорошо и ни плохо, но потенциально прогрессивно.
Красный перекресток Powered by LiveJournal.com