Евгений Сахонько (sahonko) wrote,
Евгений Сахонько
sahonko

Categories:

О разных видах ценности одного товара.

sahonko
Маркс четко определяет как минимум три разновидности ценности которыми обладает продукт (товар):
- стоимость (оценка трудозатрат);
- меновая стоимость (оценка затрат других товаров на приобретение даного товара);
- потребительная стоимость (оценка пользы, которую принес товар потребителю). [здесь имеется в виду ценность определенная ПО ИТОГАМ использования]
И все эти ценности реально существуют и приписываются любому товару. Кроме того еще существует ряд ценностей, или того что называется ценностью (о них ниже), про массу разнообразных сочетаний этих ценностей я вообще молчу. Поэтому когда говорят, что ценность ресурса определяется его редкостью - это абсолютная правда, и когда говорят, что ценность ресурса определяется затратами рабочей силы на его производство - это тоже чистая правда. Только вот речь идет о разной ценности одного и того же товара. Так вот задача экономической науки заключается в том, чтоб определить правильно эти ценности товара и зафиксировать внутренние связи между ними в рамках единой системы. Исходя из этого можно сказать что ТТС устанавливает зависимость между двумя видами ценностей: стоимостью и меновой стоимостью. И зависимость там проста - это игра (выражаясь современным языком) с нулевой суммой. А поскольку никто ни хочет проигрывать, то при прочих равных ни одна сторона не имеет выигрыша при обмене, получая за свой товар, чужой, но такой же стоимости (сюртук на пару ботинок в марксовых примерах). Но как известно условия никогда не бывают равными и кроме фундаментального фактора, действующего везде и всегда, определяемого ТТС включается еще ряд факторов, которые зачастую определяют, что один из контрагентов обмена выигрывает, а другой проигрывает. И эти факторы с необходимостью связаны с другими видами ценности товара.
...

bluxer
>>Только вот речь идет о разной ценности одного и того же товара.
Тем не менее, ценник у товара на полке магазина один.

sahonko
 Строго говоря в ценнике как раз три эти основные ценности отражены:
- название товара сообщает нам какие у товара имеются потребительские свойства (потребительная стоимость);
- а ценообразование (результатом которого является сумма на ценнике) всегда в той или иной степени учитывает стоимость (трудозатраты), если продает товаропроизводитель, или меновую стоимость, если товар был приобретен ранее для перепродажи.
Но я хотел сказать не об этом. Дело в том, что все эти три базовые ценности имеют каждая еще по одному измерению. Мы постоянно путаем и смешиваем в кучу сами ценности, которые уже реализованы и отражены нами, и предполагаемые нами ценности этих же наименований, которые мы приписываем товару. То есть сумма на ценнике - это лишь предполагаемая продавцом цена, которую он хочет выручить за свой товар, а сумма в чеке - это отражение реально произошедшей сделки, свершившегося факта. То же самое можно сказать и о стоимости. Предположим капиталист закупил рабсилу и запланировал произвести товара предполагаемой им стоимости, это предполагаемая ценность, а когда товар произведен и на него ушло вполне определенное количество трудозатрат, это уже свершившийся факт, реальная стоимость. С потребительной стоимостью та же пертушка: сколько не говори халва...халва, ценность ее будет только предполагаемой, и только положив ее в рот мы почувствуем реальную сладость (реальную ценность).
Если теперь вернуться к центральному звену экономических процессов - обмену, то мы увидим, что все три ценности в обмене участвуют как в реальном так и в предполагаемом виде:
- стоимость абсолютно реальна она намертво зафиксирована в товаре как количество уже совершенных затрат рабочей силы;
- с противоположной стороны мы имеем потребительную стоимость. Которая в процессе обмена все время сохраняется в предполагаемом виде: в виде субъективного представления о том какую пользу принесет нам данный товар. На этой основе формируется степень нужды в данном товаре;
- между ними находится меновая стоимость, которая на первом этапе обмена выступает в предполагаемом виде (ценник), а в результате обмена приобретает реальный вид свершившегося факта (чек). При этом предполагаемая продавцом меновая стоимость его товара учитывает не только реальные затраты на данный товар (которые он обязан отбить) и желательную прибыль, но и степень нужды покупателей в этом товаре.


Из дискуссии https://bluxer.livejournal.com/311041.html?thread=2079233#t2079233
Tags: Политэк, Стоимость
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments