?

Log in

No account? Create an account
Каноническое марксистское определение труда - Красный перекресток — LiveJournal
May 1st, 2015
09:23 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Каноническое марксистское определение труда
ТРУД
целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества; это "...прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 188–189). Т. привлекал к себе внимание со времен древности и рассматривался в самых различных аспектах (см. Практика). Последовательно науч. понимание Т. как определяющей силы обществ. развития – заслуга марксизма (см. Исторический материализм), рассматривающего Т. как осн. форму жизнедеятельности человеч. общества, исходное условие его бытия, определяющий способ отношения человека к миру. "...В с я и с т о р и я есть не что иное, как образование человека человеческим трудом..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, 1929, с. 632). Т. обусловил выделение общества из природы. Он лежит в основе всех др. сторон обществ. жизни, в т.ч. и различных сфер духовной жизни.
Всякий процесс Т. включает в себя три момента: целесообразную деятельность человека, предмет Т. и орудия Т. Труд есть сознательно осуществляемый процесс воздействия человека на предмет Т. с помощью заранее созданных орудий, в результате к-рого предмет Т. преобразуется в продукт Т. Результат процесса Т. обусловлен исходным материалом предмета Т., характером орудий Т., а также заранее поставленной целью и способом ее реализации. Целенаправленность человеческого Т. отличает его от инстинктивных действий животных. Цель предваряет во времени и регулирует сам процесс Т. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189).
Т. сыграл определяющую роль в происхождении человека. Рассматривая роль Т. в процессе перехода от человекообразной обезьяны к человеку, Энгельс подчеркивал, что человек обязан Т. в разделении функций передних и задних конечностей, в формировании специфически человеческих органов речи и мозга, в развитии всех познават. способностей. Преобразуя предметы в процессе Т., человек постигал их внутр. закономерности, осваивал логику их бытия. Познание и Т. т.о. изначально связаны между собой. Сознание – это неотъемлемый идеальный компонент Т.: в нем оно зарождается и развивается, в нем же оно воплощается и объективируется (см. Идеальное). То, что в сознании выступает как образ, в Т. объективируется как материализованная форма. Характеризуя взаимоотношение субъекта и объекта в процессе Т., произ-ва, Маркс отмечал, что если производство, с одной стороны, "...является присвоением объектов субъектами, то, с другой – оно в такой же мере есть формирование объектов, подчинение объектов субъективной цели, превращение объектов в результаты и воплощения субъективной деятельности..." (Маркс К., там же, т. 46, ч. 1, с. 478).
Как целесообразная деятельность человека Т. начался с изготовлением орудий Т., произ-во и употребление к-рых составляет "...специфически характерную черту человеческого процесса труда..." (Маркс К., там же, т. 23, с. 191). В опосредствовании целей Т. применением все более разветвленной системы средств орудия являются моментом непосредств. отношения между человеком и предметом Т., они представляют собой искусств. органы субъекта, через к-рые он взаимодействует с объектом. В форме и функции орудий воплощены исторически выработанные обобщенные способы трудовых действий людей. Наличие этого социального и вместе с тем идеального содержания отличает орудия человеческого Т. от "орудий" животных. Определ. орудия диктуют человеку способ их применения, форму воздействия на предмет Т.: чем выше уровень развития орудий, тем больше их "требования" к человеку. От каменного рубила и до совр. логич. автоматов – таков прогресс орудий Т. Овладение навыками пользования орудиями Т. представляет собой процесс приобщения индивида к нормам культуры.
Т. в совр. условиях характеризуется значительно возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом Т. (широкое проникновение науки в процесс произ-ва – см. Научно-техническая революция), насыщением произ-ва механизмами и такими орудиями, как, напр., информационные управляющие устройства. Если раньше орудия Т. являлись как бы продолжением и усилением рук человека, то теперь кибернетич. устройства продолжают и усиливают работу человеческого мозга (см. Кибернетика). Трудовые функции человека все больше трансформируются в сторону творчества, управления и контроля.
В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой – производственные отношения, от характера к-рых зависит и характер Т. Труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве людей (см. Разделение труда). Т. связывает между собой его участников, опосредует их взаимное общение. В истории человеческого общества существенным образом менялись характер Т., его стимулы, обществ. условия его осуществления, отношение к нему со стороны различных социальных групп и классов. Возникнув в своей первонач. форме в условиях первобытного человеческого стада, Т. в процессе своей истории поднялся до коммунистич. форм, где он выступает как первейшая и определяющая потребность каждого человека (см. Коммунистический труд).
Будучи решающей формой самоутверждения человека в мире, Т. имеет и нравственно-эстетич. содержание. Т. как творчество характеризует осн. смысл бытия человека в мире. Эстетич. аспект Т. выражается в чувстве радости, в наслаждении игрой физических и умственных сил человека, покоряющего природу и общество.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, гл. 5; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Плеханов Г., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, М., 1949; Нуаре Л., Орудие труда и его значение в истории развития человечества, пер. с нем., X., 1925; Ладыгина-Котс Η. Η., Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; Бахта К., К вопросу о структуре первобытного производства, "Вопр. истории", 1960. No 7; Огурцов А. П., Проблема Т. в филосефии Гегеля, "Научн. труды Моск. технол. ин-та легкой пром-сти", 1960, сб. 15; Семенов Ю. И., Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; Ρогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; Гурьев Д. В., Предшествовал ли труд сознанию?, "ВФ", 1967, No 2.
А. Спиркин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Пусть кто-нибудь мне укажет, где в этом тексте утверждается, что труд - это исключительно производственная деятельность!

Tags:

(68 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:oleg_devyatkin
Date:May 1st, 2015 07:12 am (UTC)
(Link)
Как хорошо, что это не Ваши мысли, а только цитата из официального марксизма 70-х годов! Я могу, не оскорбляя ничьих (религиозных) чувств, дать истинную оценку приведенному тексту:

"Чистейший образец пошлейшего марксизма."

Это хороший пример того, во что вылился марксизм заботами Энгельса: Искать диалектику в физической природе (природе, изучаемой физикой) и не видеть диалектику понятий, то есть диалектику отношений между людьми.

"Труд" не есть что-либо физическое. Я взял в кавычки слово, подчеркивая, что речь идет о понятии труда. Понятие "труда" есть один из моментов человеческих отношений и поэтому понятие "труда" развивается, понятие "труда" подвержено диалектике развития. То, что в 70-ых можно было ещё назвать научным определением понятия труда, - да и то с большой натяжкой, - то сейчас есть чистая пошлость, то есть – самодовольная глупость.

Edited at 2015-05-01 07:25 am (UTC)
[User Picture]
From:igor_abramov
Date:May 1st, 2015 07:51 am (UTC)
(Link)
Труд как раз всегда объективен. И мы всегда можем по отношению к труду заранее сформулировать на удовлетворение какой потребности он направлен, и конце концов оценить степень удовлетворения потребности. Достигнута ли цель.

Далее, труд вовсе не всегда связан с человеческими отношениями. Индивидуальный труд, направленный на удовлетворение личных потребностей тому пример.

Ну а дальше Вы добросовестно заходите в тупик, который сами же для себя и построили. Начинаете говорить о человеческих представлениях о труде, а не о самом труде.
[User Picture]
From:livejournal
Date:May 1st, 2015 07:21 am (UTC)

Каноническое марксистское определение труда

(Link)
Пользователь wasillina сослался на вашу запись в своей записи «Каноническое марксистское определение труда» в контексте: [...] Оригинал взят у в Каноническое марксистское определение труда [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:May 1st, 2015 07:57 am (UTC)

мой комментарий

(Link)
Пользователь oleg_devyatkin сослался на вашу запись в своей записи «мой комментарий» в контексте: [...] Мой комментарий к  в Каноническое марксистское определение труда [...]
[User Picture]
From:psilogic
Date:May 1st, 2015 08:06 am (UTC)
(Link)
простыня на два экрана в качестве определения не канает по определению :)
[User Picture]
From:fumiripits
Date:May 1st, 2015 08:08 am (UTC)
(Link)
Да уж, очень нудно такое читать.
[User Picture]
From:gulenok_olga
Date:May 1st, 2015 08:14 am (UTC)
(Link)
А чем вас не устраивает термин "производственный"?
Под производством надо полагать деятельность, направленную на результат, продукт производства.
Производство интеллектуальных продуктов - это тоже производственная деятельность.
Произведения искусств - это всё продукты производственной деятельности интеллектуального труда.
[User Picture]
From:igor_abramov
Date:May 1st, 2015 08:26 am (UTC)
(Link)
строго говоря, приготовление завтрака для личного потребления это труд.Уборка квартиры, тоже труд. Если приготовление пищи ещё можно отнести к производству, то с уборкой квартиры уже совсем трудно.
[User Picture]
From:fumiripits
Date:May 1st, 2015 08:45 am (UTC)
(Link)
Короче говоря, как тут выше верно заметили, определения труда здесь просто нет. Описание — есть.

Edited at 2015-05-01 08:45 am (UTC)
[User Picture]
From:knyazev_v
Date:May 1st, 2015 12:16 pm (UTC)
(Link)
Здесь именно определение труда, но не в политэкономическом смысле, это другая категория.
[User Picture]
From:schriftsteller
Date:May 1st, 2015 10:03 am (UTC)
(Link)
Да ладно, чего прячетесь? Объявите уже и буржуазию трудящимися. Они же целыми днями трудятся на ниве потребления, просто без сна и отдыха. :))
[User Picture]
From:sahonko
Date:May 1st, 2015 10:05 am (UTC)
(Link)
И обезьян ;)
From:nipolin
Date:May 1st, 2015 06:15 pm (UTC)

Раздвоение производства

(Link)
Производство как таковое двойственно. Впервые это осознал Маркс в 1841 году. Раздвоение производства понималось им как "отношение рабочего к продукту труда", с одной стороны, и "отношение рабочего к его собственной деятельности", с другой. Таким образом, производство распадается на производство предметов потребления и производство трудовых отношений. Вслед за производством, по аналогии, предстает раздвоенным и потребление: на потребление трудовых отношений и на потребление продуктов производства.
Производство трудовых отношений происходит вследствие потребления продуктов производства, производство предметов потребления - вследствие потребления трудовых отношений, потребление продуктов производства - вследствие производства предметов потребления и потребление трудовых отношений происходит вследствие производства трудовых отношений. Следовательно, производство и потребление так тесно срослись, что разделить их можно только абстрактно. Но исходный пункт - это трудовые отношения, которые возникают в ходе общественной практики.
[User Picture]
From:sahonko
Date:May 1st, 2015 06:40 pm (UTC)

Re: Раздвоение производства

(Link)
Ну так эта двойственность и есть внутреннее, индивидуальное и общественное разделение труда. Ведь общественные отношения это трудовая деятельность (иначе чем деятельностным образом человек ни к чему относиться не может). Только наряду с разделением труда на производство продукта и производство общественных отношений, происходит и разделение на производительный и потребленческий труд - из единого производственного процесса производства человека выделяется производство продуктов, которые в конечном итоге будут использованы в на конечном этапе производства человека, которое обозначается как потребление в качестве средств потребления (потребленческого труда).
[User Picture]
From:fotovivo
Date:May 2nd, 2015 05:58 am (UTC)
(Link)
В текст, составленный в выражениях "опосредует процессы обмена", можно впихнуть подразумение всего чего угодно.
Еще во времена развитой диалектики было любопытно, вынуждает ли сам предмет к такому раскрытию, или МЭЛ не умели излагать свои идеи внятно.
[User Picture]
From:sahonko
Date:May 2nd, 2015 06:34 am (UTC)
(Link)
А я считаю, что для фотографирования достаточно одной "мыльницы" зачем эти все опосредствующие наборы объективов и прочей, прочей...
Красный перекресток Powered by LiveJournal.com